Журнал ТЗ №1 2017 |
  бюро находок  
  Где искать        
наши издания
наши анонсы






2017
№1
статьи



Журнал ТЗ №1 2017



Раздел: СТОП-КАДР
Тема: CCTV (системы видеонаблюдения)
Автор: Оксана Вовк, эксперт

Некоторые тенденции и прогнозы развития рынка видеонаблюдения

В 2017 г. Россия вступила с весьма оптимистическими прогнозами роста ВВП, даваемого как российскими, так и зарубежными экспертами и ведущими консалтинговыми фирмами. Так, в феврале 2017 г. Европейская комиссия в своем очередном докладе улучшила свой прогноз роста ВВП России в 2017 г. до 0,8% вместо ожидаемого ранее повышения в 0,6%. Этот прогноз сделан на фоне того, что в США и многих странах Европы прирост ВВП колебался в пределах 1–3% в 2016 г., а Россия 2016 г. завершила с отрицательной динамикой ВВП. Позитивный прогноз развития, конечно, отразится на всех отраслях нашей экономики, в том числе и на рынке систем видеонаблюдения.

Для понимания того, что именно будет востребовано на рынке систем видеонаблюдения, оценим, каково оснащение системами видеонаблюдения объектов и какова эффективность этих систем и их влияние на комфорт и безопасность жизни.

Сказать, что видеонаблюдение достаточно широко применяется на современных объектах, – это не сказать ничего. Видеокамеры установлены практически повсеместно, все их видят каждый день воль дорог, на зданиях, в офисах. В пользе видеозаписей событий никого уже убеждать не надо, но все же какова эффективность систем видеонаблюдения? В октябре 2011 г. руководитель департамента региональной безопасности Москвы заявил, что к 2016 г. с помощью видеонаблюдения планируется раскрывать 30% преступлений, что соответствует общеевропейскому уровню. Однако эксперты [1], анализируя статистику, пришли к выводу, что на начальном этапе функционирования системы «Безопасный город» в ЦАО Москвы приблизительно 1% от зарегистрированных преступлений был раскрыт с помощью видеонаблюдения. Потом московские чиновники заявляли о существенной позитивной динамике в использовании видеонаблюдения для оперативной работы. Сообщалось, что в 2010 г. количество преступлений, раскрытых с помощью видеонаблюдения, увеличилось по сравнению с 2008 г. в 7 раз.

В британской печати широкое хождение имела цитата о том, что в Лондоне «только 3% преступлений раскрывается с помощью видеонаблюдения», однако первоисточник этого высказывания установить затруднительно. Эксперты [1] считают, что, весьма вероятно, и без того не очень впечатляющая цифра существенно завышена. Таким образом, эффективность систем видеонаблюдения в Москве и Лондоне одинаково невысокая.

Если говорить о так называемых комплексах автоматической фиксации нарушений ПДД, то, согласно данным современных навигаторов, их в России функционирует около 10 000 шт. Эти данные будем считать наиболее достоверными. В 2014 г. с их помощью выписано более 40 млн штрафов за нарушения ПДД – около половины от всех административных постановлений, которые получили автовладельцы. Однако многие эксперты [2] считают, что камеры зачастую не помогают снижать аварийность, а лишь наполняют местные бюджеты за счет водителей.


Заместитель председателя общественного совета при ГУ МВД Москвы Виктор Травин считает обустройство дорог камерами исключительно коммерческим проектом. «Камер становится все больше, но мы видим, что количество нарушителей и ДТП не особо снижается», – рассказывал он [3].

При этом штрафы за нарушения ПДД, которые платят водители, попавшие под камеры, не обязательно тратятся потом на дорожную безопасность. «Не факт, что собранные в том или ином регионе штрафы потом пойдут на строительство ограждений или замену асфальта на аварийно-опасном участке дороги», – пояснил Травин.

Кроме того, в рамках заседания Общественного совета МВД РФ [3] был сделан вывод, что аварийность и смертность на российских дорогах снижаются слишком медленно.

В ходе видеоконференции с участием региональных руководителей ГИБДД выяснилось, что местные власти тратят на оснащение дорожной сети камерами большую часть бюджетных средств, выделяемых на безопасность. Вместо этого Общественный совет порекомендовал делать основной упор на обустройство дорог: разделять отбойниками встречные потоки, создавать безопасные пешеходные переходы, в том числе и наземные, а также проводить профилактические мероприятия.

Отсутствие четких стандартов в работе дорожных камер приводит как к масштабным фальсификациям нарушений ПДД водителями, так и к весьма вольному отношению к техническому облуживанию и содержанию этих видеокамер, что также удобно представителям администраций. Поэтому затраты на комплексы автоматической фиксации нарушений ПДД, скорее всего, будут расти.

В Московской области к системе «Безопасный регион» сначала года 2016 подключено еще 500 видеокамер [4]. Их общее количество в регионе достигает 7800. А к концу 2017 г. количество видеокамер в Подмосковье планируется увеличить до 15 000. Количество видеокамер на дорогах Подмосковья в 2017 г. увеличится в 5 раз [5]. В 2017 г. на дорогах Подмосковья появится более 1200 новых комплексов автоматической фиксации нарушений разных видов [6]. В числе камер, которые заработают в области до конца 2017 г., будут 865 комплексов автоматической фиксации скорости движения, 87 камер, которые следят за нарушениями на перекрестках, 103 – на железнодорожных переездах, а также 150 мобильных комплексов.

Весьма интересен тот факт, что разные чиновники сообщают отличающуюся информацию о количестве видеокамер на дорогах и о планах на 2017 г. Но тенденции к росту затрат на этом вид систем видеонаблюдения отмечают все. Видимо, затраты на установку, техническое обслуживание, аренду сетей для передачи информации, содержание центров наблюдения и хранения информации, затраты на оформление и пересылку штрафов существенно меньше прибыли от этих систем.

Если говорить о начале 2017 г., то показательным является тендер на «оказание услуг по эксплуатационно-техническому обслуживанию и ремонту системы видеонаблюдения и автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения в городе Владивостоке и Приморском крае на 2017 год» на сумму 31 871 532,00 руб., объявленный краевым государственным казенным учреждением «Примгосавтонадзор».

Конечно, превышение скорости на дорогах – это нарушение правил. Но проезд на запрещающий сигнал светофора на пешеходном переходе – намного более опасное нарушение. А в Москве, например, очень незначительное число пешеходных переходов оборудовано камерами видеонаблюдения, в то время как за рубежом такая практика распространена повсеместно (рисунок 2).

Поэтому, в Москве многие водители продолжают беззастенчиво проскакивать переход при зеленом сигнале для пешеходов, а в случае аварии пешеходу очень трудно будет что-то доказать.

Автор этой статьи как-то в выходной день рано утром (время разъезда с ночных развлекательных мероприятий) вызывала скорую, полицию и родственников пожилой женщины, сбитой на пешеходном переходе. Машина, разумеется, уехала, женщина скончалась в больнице, а сотрудники полиции потом звонили мне и просили сообщить какую-либо информацию о машине. Но я, к сожалению, пришла, когда машины уже не было.

Лично мне не очень понятно, почему при стремлении чиновников увеличивать число видеокамер, фиксирующих превышение скорости, езду по выделенной полосе и пересечение разделительной полосы, до сих пор не установлены видеокамеры на каждом пешеходном переходе. Объяснение этой ситуации, скорее всего, в отсутствии отлаженной и отработанной системы компьютерного анализа видеоданных ситуации на переходе при ее интегрировании с данными сигнала светофора. При кажущейся тривиальности это не очень простая задача. А как отмечалось выше, основное внимание было сосредоточено на анализе других параметров состояния дорожного потока.

Поэтому наш прогноз был бы неполным, если бы мы не коснулись вопросов применения видеоаналитики. Когда-то маркетологи говорили о системах, снабженных системами видеоанализа, как об основе для создания умных систем безопасности, понимающих любую ситуацию. После периода эйфории, когда отрасль дождалась реально работающих систем, которые оказались жалким подобием обещанного, наступило разочарование. Конечно, многие эксперты справедливо отмечают, что надо различать простейшую видеоаналитику, такую как, например, возможность настроить начало записи при возникновении движения, что необходимо, например, при организации видеонаблюдения на складах в вечернее и ночное время, и сложную экспертную видеоаналитику, подразумевающую работу с колоссальными базами данных, такую как система распознавания лиц т. п.

Видеоаналитика, отнесенная нами к простейшей, давно применяется широким кругом потребителей, будет применяться, без нее и не производятся современные системы видеонаблюдения. Сложная экспертная видеоаналитика нужна узкому числу пользователей, да и ее качество ограничивает возможность ее применения. Поэтому не очень понятно, что имеют в виду многие компании, пророчащие значительный рост производства и потребления видеоаналитических систем.

По данным исследовательской компании Marketsandmarkets [8], в среднем объем рынка видеоаналитики будет увеличиваться на 21% в год. При этом объем продаж на мировом рынке видеоаналитики вырастет с 1,538 млрд долларов США в 2015 г. примерно до 4 млрд в 2020 г.

Между тем, по данным компании Homeland Security Research Corporation, мировой рынок средств видеоаналитики вырастет с 13,5 млрд долларов США в 2013 г. до 39 млрд долларов США в 2020 г.

У этих исследователей рынка индустрия видеоаналитики получается по размеру в 10 раз больше, чем по данным компании Marketsandmarkets.

Еще более сложно объяснить единодушный оптимизм этих исследователей, пророчащих на этапе стабилизации рынка систем видеонаблюдения его рост на десятки процентов, когда рост ВВП экономик США и стран Европы составляет 1–3% в год, а экономическая ситуация в странах Ближнего Востока и Африки гораздо сложнее. Если только период 5–7 лет, фигурирующий в этих исследованиях, умножается на эти пресловутые 3% в год?

Однако нам надо быть реалистами и понимать, что существенного подъема как в области видеоаналитки, так и на рынке систем видеонаблюдения в целом ожидать не приходится.

Но в ближайшие годы видеоаналитика, безусловно, будет развиваться. Это обусловлено хотя бы постоянным развитием компьютерных мощностей. Совершенствование и развитие видеоаналитики будет являться локомотивом роста рынка систем видеонаблюдения в целом.

Не следует исключать из зоны внимания такие современные и активно развивающиеся направления, как беспилотные роботы-охранники, беспилотные летательные аппараты (дроны), умные дома и т. п. Глазами, а иногда и душой этих систем являются видеокамеры.

Таким образом, рынок систем видеонаблюдения, находясь на объективном этапе стабилизации, даже в настоящее непростое время имеет шансы не только существовать, но и развиваться.

Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru

Рады сообщить нашим читателям, что теперь нашем сайте работает модуль обратной связи. Нам важна ваша оценка наших публикаций! Также вы можете задавать свои вопросы.Наши авторы обязательно ответят на них.
Ждем ваших оценок, вопросов и комментариев!
Добавить комментарий или задать вопрос

Правила комментирования статей

Версия для печати

Средняя оценка этой статьи: 1  (голосов: 1)
Ваша оценка:

назад
|
Реклама
Подписка на новости
Имя
E-mail
Анти-спам код
Copyright © 2008 —2022 «Технологии защиты».