Журнал ТЗ № 2 2016 | Перспективы развития беспилотных летательных аппаратов
  бюро находок  
  Где искать        
наши издания
наши анонсы






2016
№ 2
статьи



Журнал ТЗ № 2 2016



Раздел: Инсталляция
Тема:
Автор: Наталья АЛЛИЛУЕВА, ведущий специалист АО «НПП «Радар ммс»

Перспективы развития беспилотных летательных аппаратов

Рынок беспилотных летательных аппаратов набирает обороты. Помимо импортных дронов на российском рынке увеличивается количество организаций, занимающихся разработкой и производством БЛА. Интерес к данной технологии увеличивается не только со стороны самих производителей, но и со стороны государства и потребителей.
По результатам военных действий в восточных конфликтах МО РФ приняло решение вооружить армию БПЛА российского производства. Сейчас на вооружении уже находятся БЛА «Элерон» (производитель – казанская компания «Эникс», основанная в 1988 г.), «Орлан-10» (ООО «Специальный технологический центр»), «Ласточка» (ижевская компания ZALA AERO), семейство беспилотников «Гранат» (1,2,3,4), «Тахион»; «Застава».
На развитие беспилотных технологий выделяют средства не только оборонно-промышленный комплекс, но и частные фирмы. Сегодня в России количество таких фирм растет. На рынке присутствуют ряд компаний, уже сумевших занять определенные позиции.
ЗАО «ЭНИКС» выпускает БПЛА типа «Элерон». Данный аппарат нашел свое применение не только у военных, но и в гражданском секторе для проведения научных исследований. Данный аппарат уже входит в состав необходимого оборудования на дрейфующих станциях «Северный полюс», используется в суровых условиях Арктики и Антарктики.

Характеристики БПЛА «Элерон»

Элерон-3
Элерон-10

ZALA AERO производит беспилотные авиационные системы, состоящие из различной номенклатуры БПЛА, в которой присутствуют БПЛА самолетного типа, вертолетного и роторного типов. Основными заказчиками продукции данного производителя являются МВД, подразделения МЧС, ОАО «Газпром», лесоохрана и др. Самыми популярными БПЛА из представленной номенклатуры, наверное, можно назвать ZALA 421-16E самолетного типа (универсальный многоцелевой комплекс разведки и наблюдения) и БПЛА роторного типа ZALA 421-21 (для бесшумного наблюдения за местностью).

Характеристики БПЛА ZALA

ZALA 421-21
21 ZALA 421-16E


ООО «Специальный технологический центр» производит БПЛА «Орлан» самолетного типа. Данный БПЛА используется в исследовательских проектах ААНИИ и другими коммерческими организациями.

Характеристики БПЛА «Орлан»

Орлан-3
Орлан-10

ООО «АФМ-Серверс» производит комплекс мониторинга с беспилотными летательными аппаратами самолетного типа «Птеро».

Длина аппарата – 2,137 м.
Скорость полета – 85–125 км/ч.
Взлетная масса – 20 кг.
Высота полета – 80–3000 м.
Скорость ветра – 15 м/с.
Взлет – с катапульты.
Посадка – по-парашютному.

Как видно из обзора, на рынке присутствуют различные типы БПЛА – самолетного, роторного и вертолетного типов. Самыми востребованными являются самолетный и роторный типы. Компаний, занимающих производством БПЛА вертолетного типа, не так уж и много, а коммерческого использования – практически нет. На сегодняшний день основными разработчиками и производителями БПЛА вертолетного типа являются несколько компаний: ОАО «Горизонт» (БАК «Горизонт Эйр S-100», аналог Camcopter S-100 производства австрийской фирмы Schiebel. ОАО «Горизонт» (Ростов-на-Дону) совместно с Schiebel наладили производство беспилотных вертолетов в России), КБ «Искатель» Московского авиационного института (беспилотный комплекс вертолетного типа «Ворон»), АО «НПП «Радар ммс» (мБПВ-37), белорусская фирма ИНДЕЛА производит беспилотный вертолет IN SKY. Все модели относятся к классу легкого вертолета взлетной массы до 200 кг.
Объясняется это тем, что конструкция БПЛА вертолетного типа сложна в аэродинамике и обходится в разработке, эксплуатации и обслуживании гораздо дороже, чем БПЛА других типов. Но преимущества применения БПЛА вертолетного типа в народном хозяйстве налицо – это и режим «висения», и малые горизонтальные скорости, и возможность зависать над объектом на малой высоте. Взлет и посадка на площадки небольших размеров, возможность взять на борт больше полезной нагрузки, чем на БПЛА самолетного или роторного типа, обеспечить доставку и сброс груза. Целесообразно применять такой тип БПЛА в поисково-спасательных операциях, в сельском хозяйстве для распыления реагентов, ретрансляции сигналов, оповещения населения и для других задач. Однако следует учитывать тот факт, что данный тип БПЛА очень сложен в управлении.
Но разработки беспилотных летательных аппаратов на данных типах и видах не останавливаются, ведутся разработки по созданию конвертопланов (вертикальный взлет и полет – «по-самолетному»). Рынок потребления растет и выдвигает свои требования к беспилотникам. Это повышение к устойчивости полета, устойчивости к радиопомехам, надежности, продолжительности жизненного цикла оборудования, увеличению продолжительности полета и к возможности увеличения массы переносимой полезной нагрузки при уменьшении самой взлетной массы летательного аппарата. Это значит, что при разработке и производстве дронов необходимо использовать новые технологии изготовления корпусов из композитных материалов, применение миниатюрной электронной базы и совершенствования автоматизированной системы управления, и самое главное – нужны новые двигатели, источники системы питания – легкие и мощные. Для реализации требований рынка нужны новые решения, которые в одиночку компаниям не осилить.
Для продвижения и развития беспилотной технологии компании объединились в профессиональную Ассоциацию эксплуатантов, разработчиков беспилотных авиационных систем. Данная организация занимается вопросами развития технологии БАС и ее применения, совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность с применением БАС.
Сегодня изменения ВК (Воздушного кодекса) в части, касающейся беспилотной авиации, вызывают бурю эмоций и споров у всех участников беспилотной авиации, включая Федерацию авиамодельного спорта России (ФАСР).
В декабре 2015 г. Советом РФ были одобрены изменения относительно беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), которые нужно будет сертифицировать и регистрировать, в случае если их взлетная масса превышает 250 г. Данное изменение вызвало резонанс среди владельцев компаний, поставляющих беспилотники и осуществляемые с их помощью сервисы. Участники рынка беспилотных летательных аппаратов обратились с просьбой к В. В. Путину не подписывать данные поправки в ВК, аргументируя это тем, что на данный момент нет процедуры сертификации БПЛА, не написаны сертификационные требования. Новый законопроект вводит заградительные барьеры при регулировании деятельности с применениями БАС, что противоречит целям президентских программ по выявлению потенциально значимых технологических отраслей будущего, где российские компании могли бы занять лидирующее место на международном рынке. К таким отраслям и относится новая создаваемая отрасль беспилотных авиационных систем.
В рамках программы «Национальная технологическая инициатива» в 2015 г. при участии Агентства стратегических инициатив была разработана «дорожная карта» AeroNet, впоследствии одобренная президиумом совета при президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России, где прописан сценарий развития отрасли БПЛА в России.

Развитие беспилотной технологии даст безусловный толчок в экономическом росте народного хозяйства. Ведь применение данной технологии экономит затраты, время и повышает производительность. Однако, применяя БПЛА для решения своих задач, мы не должны упускать из виду риски, несущие угрозу безопасности, и, не решив ряд препятствующих развитию факторов, мы не можем двигаться дальше. Необходимо решать факторы, влияющие на развитие применения БПЛА в гражданских целях, уже сейчас:
1. Отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность применения беспилотных летательных аппаратов.
2. Отсутствие систем предупреждения столкновений, позволяющих интегрировать БПЛА в единое воздушное пространство и совместное их использование с пилотируемой авиацией общего назначения
3. Повышенная аварийность БПЛА. Многие модели БПЛА используют несовершенные автопилоты.
4. Отсутствуют нормы и порядок сертификации и стандартизации БПЛА.
Обладая широчайшим потенциалом применения – от доставки посылок до сельскохозяйственных исследований, дроны могут стать катализатором перспективного развития экономики и началом новой эры в авиации, если регулирующие органы договорятся о том, как добиться их безопасного использования.
Уровень аварийности беспилотных летательных аппаратов достаточно высок. Основными причинами аварийности являются ненадежная управляемость БПЛА, в том числе автопилот, плохая устойчивость БПЛА, неудовлетворительные командные линии передачи, плохие навыки операторов БПЛА, отсутствие понимания законов аэродинамики и неудовлетворительное знание самой техники. Беспилотные аппараты сложны в управлении и требуют специальных навыков.
К вопросу подготовки специалистов по управлению беспилотных летательных аппаратов необходимо подходить не только с технической стороны управления самим аппаратом, но и со стороны теоретической подготовки. Операторы по управлению БЛА должны быть ознакомлены с нормативно-правовой стороной по использованию воздушного пространства и правилами безопасности полетов, с материально-технической частью существующих классов и типов БЛА, иметь теоретическую подготовку по основам аэродинамики и знать влияние погодных факторов на устойчивость аппарата в воздухе, при взлете и посадке.
В США и странах ЕС подготовка операторов БПЛА производится в учебных центрах, где имеются тренажерные комплексы для отработки навыков управления БПЛА и работы с бортовым радиоэлектронным оборудованием. Курс обучения оператора БПЛА включает три этапа: наземная подготовка (где изучается теоретическая часть); тренировки на тренажерах; отработка практических навыков управления БПЛА и работы с БРЭО.
В настоящее время в России уже созданы несколько обучающих центров по подготовке специалистов по управлению БЛА. Так, например, Минобороны начало централизованную подготовку операторов военных беспилотных летательных аппаратов. На первый план выходят вопросы, связанные с подготовкой квалифицированных специалистов по их эксплуатации, а также обработкой и передачей получаемой с их использованием информации, оперативно-технической совместимостью комплексов.
В гражданском секторе подготовку специалистов по управлению БЛА осуществляют самостоятельно организации, производящие беспилотные комплексы. Прежде чем продать потребителю БПЛА, организация должна обучить специалистов заказчика по управлению данным типом беспилотного летательного аппарата. Программа обучения готовится самой фирмой. При проведении работ с применением дронов организация-эксплуатант должна разработать и утвердить методику проведения работ с применением беспилотных летательных аппаратов, где есть раздел, определяющий порядок обеспечения безопасности работы БЛА в воздушном пространстве и технику безопасности по работе с аппаратами.
Для подготовки квалифицированного персонала по управлению беспилотными летательными аппаратами и повышению уровня необходимо создавать учебные центры с тренажерами и готовить специальные обучающие программы.

Но повышение уровня квалификации операторов по управлению беспилотными воздушными судами недостаточно для решения проблем по развитию данной технологии не только в России, но и за рубежом. В существующих условиях при отсутствии системы предупреждения столкновений применение БВС в общем воздушном пространстве совместно с пилотируемой авиацией угрожает безопасности полетов. Можно вспомнить авиашоу Motor Speedway в Вирджинии, где дрон врезался в трибуны. Другой инцидент произошел в Австралии, где беспилотный вертолет упал на пловчиху, участвовавшую в триатлоне.
Основное реализуемое в настоящее время правило применения БВС – это закрытие воздушного пространства в зоне и на период нахождения дрона в воздухе. Полеты БВС могут выполняться только после получения разрешения и в специально выделенном воздушном пространстве, в котором не могут летать другие воздушные суда, что резко снижает эффективность и привлекательность использования дронов. Повысить эффективность использования БАС можно путем оснащения беспилотников системами, которые смогут увидеть другой летательный аппарат, определить возможность опасного сближения и принять меры к его предотвращению. В качестве элементов в таких системах рассматриваются радарные устройства, работающие на принципе отражения радиоволн; инфракрасные датчики; устройства, работающие на принципе определения источника звука, и наконец, автоматическое зависимое наблюдение (АЗН-В). Повышение ситуационной осведомленности является основным положением всемирной концепции CNS/ATM.
Работы по внедрению технологии автоматического зависимого наблюдения радиовещательного типа (АЗН-В) для повышения безопасности полетов авиации проводятся не только в России, но и за рубежом. АЗН-В, реализующая принцип «каждый видит каждого», позволяет не только диспетчеру видеть передвижение летающего объекта с земли, но и обеспечивает взаимное наблюдение воздушных судов, что помогает пилотам оценить окружающую обстановку непосредственно на борту воздушного судна. Оборудованное АЗН-В воздушное судно передает с определенной периодичностью (раз в секунду) данные о своем местоположении, курсе, высоте, горизонтальной и вертикальной скорости на протяжении всего полета. Такими изделиями в перспективе планируется оснастить весь воздушный флот, включая и беспилотные воздушные суда. Данная система помогла бы повысить информативность воздушной обстановки, в том числе в неконтролируемом пространстве – класса G. Но, несмотря на все кажущиеся преимущества, внедрение данной технологии проходит не так согласованно и быстро, как хотелось бы. Однако остановить процесс развития беспилотной авиации уже невозможно. Перед тем как принять решение о применении БАС, необходимо осознать, что данная технология требует соблюдения всех норм и правил выполнения полетов для обеспечения безопасности. Данная технология требует высокого уровня технической поддержки и обслуживания, подготовленных специалистов по управлению беспилотными летательными аппаратами. Следует понимать, что данная техника требует высокого уровня технической поддержки и послепродажного обслуживания. А самое главное – помнить, что ответственность лежит на операторе, управляющем БПЛА.

Литература:
http://www.wwf.ru/resources/news/article/13416
http://www.modernarmy.ru/article/331/podgotovka-operatorov-bpla-v-vs-ssha
http://ria.ru/world/20140510/1007296129.html
Аспекты безопасности управления автономными беспилотными летательными аппаратами в городской среде © 2014 г. П. К. Герасимов, Д. А. Егоров
http://www.arms-expo.ru/articles/127/64596/
UAV.RU «За полярным кругом»
http://www.gorizontrostov.ru/
http://svpressa.ru/post/article/102862/
http://www.aex.ru/fdocs/1/2015/12/30/26749/


Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru

Рады сообщить нашим читателям, что теперь нашем сайте работает модуль обратной связи. Нам важна ваша оценка наших публикаций! Также вы можете задавать свои вопросы.Наши авторы обязательно ответят на них.
Ждем ваших оценок, вопросов и комментариев!
Добавить комментарий или задать вопрос

Правила комментирования статей

Версия для печати

Средняя оценка этой статьи: 3  (голосов: 1)
Ваша оценка:

назад
|
Реклама
Подписка на новости
Имя
E-mail
Анти-спам код
Copyright © 2008 —2022 «Технологии защиты».