Журнал ТЗ № 1 2016 | Видеонаблюдение на транспорте на примере автобусного парка
  бюро находок  
  Где искать        
наши издания
наши анонсы






2016
№ 1
статьи



Журнал ТЗ № 1 2016



Раздел: Стоп-кадр
Тема: CCTV (системы видеонаблюдения)
Автор: Руслан Шарифуллин, Менеджер по продажам компании NUUO Inc. по России и СНГ

Видеонаблюдение на транспорте на примере автобусного парка

Транспортный комплекс включает в себя транспортную инфраструктуру в полном объеме – все виды транспортных средств, в том числе подземный, а также трубопроводы, все виды дорог и путей, мосты и тоннели, контактные линии, станции и вокзалы, стоянки автотранспортных средств, судов, все виды морских и речных портов и портовых средств, гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты системы связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также все иные объекты, обеспечивающие функционирование транспортного комплекса: строения, устройства и оборудование.

При этом действительно транспортная безопасность – это большое направление, служащее в том числе для решения задач противодействия терроризму. Однако непосредственно борьбой с терроризмом и тем более предотвращением атак транспортная безопасность заниматься не может. Понимание этого показывает и опрос, проведенный Международной ассоциацией общественного транспорта среди специалистов, работающих в этой сфере.

Результаты опроса, проведенного Международной ассоциацией транспортной безопасности (UITP) в 2015 г.

Как мы видим, наиболее актуальной задачей, которую могут решить системы видеонаблюдения, является некая совокупность четырех первых пунктов: повышение безопасности сотрудников и пассажиров как с точки зрения криминальных действий, так и ущерба непосредственно транспортной инфраструктуре, а также расследование инцидентов. Такой ответ был выбран большинством опрошенных (можно было выбрать несколько ответов).
Исходя из этого, можно утверждать, что система видеонаблюдения на транспорте является частью городской системы видеонаблюдения. Действительно, например, все новые и реконструируемые станции метрополитена в Москве по умолчанию подключаются к системе городского видеонаблюдения. Однако остановимся в этой статье именно на автобусах как на наиболее распространенном транспорте.
Необходимо понимать, что предотвращать террористические атаки система видеонаблюдения не способна, но она может минимизировать ущерб и серьезно облегчить расследование. Особенно сложно организовать противодействие именно на автобусном транспорте в отличие, например, от железнодорожного, где количество вокзалов и станций гораздо меньше, чем автобусных остановок, а схема организации движения значительно отличается.

Фотография 2 – Развороченный троллейбус в Волгограде.

Предлагаю рассмотреть основные моменты, на которые стоит обратить внимание при построении системы видеонаблюдения на транспорте.
Начнем с определения: тра́нспорт (от лат. Trans – «через» и portare – «нести») – совокупность всех видов путей сообщения, транспортных средств, устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов различного назначения из одного места в другое. В данной статье будем использовать именно это определение применительно к пассажирскому транспорту.

Наиболее распространенный транспорт согласно UITP

В Российской Федерации самым распространенным междугородным пассажирским транспортом является железнодорожный и автобусный (в крупных городах также актуальны трамвай, троллейбус и метрополитен). При этом самым сложным, на мой взгляд, является именно автобусное сообщение. Автобусы соединяют отдаленные поселки, деревни с городами и зачастую являются основным, а то и единственным видом транспорта при перемещении внутри города. Также именно в автобусах сложнее всего обеспечить безопасности, так как гигантское количество самих автобусов (включая городские маршрутки), огромная протяженность маршрутов и наличие большого числа остановок сильно усложняют задачу.
С точки зрения наибольшей уязвимости самыми опасными выглядят внутригородской и пригородный транспорт, в котором перемещаются массовые потоки людей. Это иллюстрирует опрос, проведенный UITP, который показал, что безопасность наиболее актуальна именно для городского и пригородного сообщения, которые вместе составляют более 85%.

Результаты опроса UITP

Выделим три главные составляющие инфраструктуры автобусного городского сообщения, безопасность на каждом из которых строится по своим правилам, но при этом все элементы объединены в единую систему:
– автобусный парк и прилегающая территория;
– остановки общественного транспорта;
– транспортные магистрали;
– собственно подвижной состав.
Для того чтобы поговорить об обеспечении безопасности на примере автобусного парка (трамвайные депо и троллейбусные парки имеют похожую структуру), проанализируем эти составляющие.

Остановки общественного транспорта и транспортные магистрали
Так как остановки общественного транспорта и магистрали находятся в зоне ответственности города, который наблюдает за ними с помощью городских и муниципальных систем, в том числе и систем видеонаблюдения типа «Безопасный город», то их вынесем за скобки и рассматривать не будем. Магистрали также не поддаются контролю со стороны транспортного предприятия, однако возможен сбор видеоданных для последующего анализа с точи зрения поведения других участников движения, а также контроля действий водителя.
Остаются два больших сегмента: автобусные парки с прилегающими территориями и подвижной состав.

Автобусный парк и прилегающая территория
Обеспечение безопасности автобусного парка и прилегающей территории принципиально ничем не отличается от крупного стационарного объекта, например склада, – основные подходы рассмотрены в статье «Системы видеонаблюдения в логистике». Так же как и на складском комплексе, имеет смысл организовать контроль периметра и пропускной режим для сотрудников, чтобы исключить проникновение злоумышленников. В отличие от склада весь транспорт является «своим», а значит, пропускной режим для транспорта имеет смысл автоматизировать с помощью системы распознавания номеров государственной регистрации автотранспорта, причем на этом «складе» хранятся сами автобусы, а также осуществляется их техническое обслуживание, что вносит некоторую специфику.

Подвижной состав
Организация системы видеонаблюдения и видеозаписи на подвижном составе представляет наибольший интерес как самая сложная и нестандартная часть системы. В классическом варианте система оснащения автобуса выглядит как на рисунке 1.

Рисунок 1. Схема аналогового видеонаблюдения в автобусе

С развитием IT-технологий все больше компаний выбирают IP-видеонаблюдение как более высококачественное, технологичное и перспективное.
Разберем систему видеонаблюдения в автобусе поэлементно:
– видеокамера;
– сетевая инфраструктура;
– NVR, устройство обработки и записи видео;
– геопозиционирование GMS/ГЛОНАСС;
– оборудование для трансляции данных телеметрии и онлайн-видео 3G/4G;
– модуль для передачи данных в стационарную систему (в автобусном парке).

Цифровое видеонаблюдение в автобусе

Видеокамера для транспорта
Видеокамера для использования на транспорте помимо высококачественной картинки должна обладать вибро- и пылезащитой, иметь антивандальное исполнение, а главное – быть травмобезопасной, чтобы при аварии не являться источником травм для пассажиров. Многие производители разрабатывают специализированные решения, отличающиеся повышенной надежностью, отсутствием углов и, конечно, питанием по PoE
, причем со специальным сетевым завинчивающимся разъемом со степенью защиты IP66.
Сетевая инфраструктура
Повышенные требования предъявляются к сетевому оборудованию и кабельным трассам, которые должны быть хорошо закреплены, чтобы избежать соприкосновения с трущимися частями автобуса и обрыва кабеля. Конечно, и сетевой коммутатор должен быть специализированным, а в идеале выполнен не в виде отдельного устройства, а как часть NVR. Такое построение позволяет существенно упростить монтаж, обслуживание и ремонт системы.

NVR для транспорта
Устройство обработки и записи видео NVR – это ядро и сердце всей системы видеонаблюдения в автобусе, от правильного выбора этого элемента зависит функционал всей системы:
– влаго- и пылезащита;
– устойчивость к вибрациям;
– устойчивость к высоким и низким температурам;
– встроенный сетевой коммутатор.
Помимо требований к физической выносливости регистратор должен обладать функциями, наличие которых обязательно при выборе устройства:
– работа с широким спектром IP-видеокамер;
– возможность подключения кнопки тревожной/принудительной записи;
– работа с GMS/ГЛОНАСС или возможность сопряжения с существующими устройствами геопозиционирования;
– оборудование для трансляции данных телеметрии и онлайн-видео 3G/4G;
– модуль для передачи данных по WiMax или WiFi в стационарную систему (в автобусном парке);
– возможность оперативного просмотра записанного материала (наличие выхода на видеомонитор и средств управления).

Технология работы бортового NVR
В момент выхода автобуса из парка система начинает запись всего происходящего вокруг со средним темпом записи как минимум с 4 видеокамер: одна (курсовая) контролирует пространство по ходу движения автобуса, вторая (водительская) контролирует водителя и пространство рядом с ним, фиксирует лица всех входящих пассажиров, разговоры с водителем, продажу билетов. Еще две камеры устанавливают в салоне автобуса. Совместно с видеоданными ведется запись звука и данных телеметрии: GPS, ГЛОНАСС, скорости и направления движения с одновременной трансляцией данных GPS в центр контроля. В критические моменты водитель может начать принудительную запись видео при нажатии кнопки с одновременной отправкой тревожного сигнала на пульт управления либо связаться с оператором голосом по сетям GSM с помощью модуля 3G/4G. По возвращении в автобусный парк NVR находит сеть передачи данных и осуществляет перенос архива в централизованное хранилище (например, только тревожных или подозрительных моментов для последующего анализа).

Работа с видеоданными
Оператор системы видеонаблюдения может осуществлять мониторинг движения транспорта по городу с контролем соблюдения графика и маршрута. При поступлении сигнала тревоги оператор помогает водителю принять решение и оперативно отреагировать. Также оператор осуществляет анализ ранее полученного видео и передает видеоданные в полицию.

Работа оператора городской системы видеонаблюдения

Направление совершенствования систем видеонаблюдения на транспорте
Системы видеонаблюдения быстро проникают в быт и становятся не только средством документирования, но и помощниками. Например, уже никого не удивить штатной камерой заднего вида, которая помогает автолюбителям парковаться в узких местах. Все бОльшую популярность завоевывают видеокамеры кругового обзора (360º), которые позволяют получать картинку вокруг автомобиля. Такие системы получили распространение для удобства парковки в высококлассных дорогих автомобилях, а в массовом порядке внедряются, например, на инкассаторских броневиках.

Система видеонаблюдения кругового обзора 360º

Все большую популярность получают интеллектуальные системы автопарковки, слежения за полосой движения и распознавания дорожных знаков, помогающие водителю лучше ориентироваться на трассе и не пропускать указатели.
Увеличение функциональности IP-видеокамер, а также расширение функций позволяет задумываться о внедрении системы мобильного видеонаблюдения без центрального сервера или NVR. То есть IP-камера сама будет осуществлять видеозапись на встроенную SD-карту одновременно с данными GPS и ГЛОНАСС, а при въезде автобуса в парк автоматически переносить данные в центр обработки данных.

Видеоаналитика
Видеоанализ становится все более совершенным и недорогим и, как следствие, находит применение все чаще. Помимо простейших правил, таких как пересечение линии и слежение за объектом, применяются более продвинутые модули. Наверное, самый популярный модуль – это подсчет людей, пересекающих линию, например, на входе в здание. Такое совмещение функций в системе безопасности помогает быстрее окупить затраты и получить дополнительный функционал для работы с системой.
При опросе, проведенном в 2015 г. UITP, респонденты указали наиболее часто применяемые правила видеоаналитики на объектах транспортной инфраструктуры.

Наиболее часто применяемые правила видеоаналитики на объектах транспортной инфраструктуры

Транспортная безопасность – это комплекс технических средств охраны, в том числе видеонаблюдения и организационных мероприятий, целью которых служит повышение уровня защищенности имущества, персонала и пассажиров. Система видеонаблюдения на транспорте является важной частью, предоставляющей информативную картину событий и позволяющую объективно и оперативно получать доказательства для реакции на возникающие угрозы. И хотя система видеонаблюдения не может предотвратить вандализм или террористические акты, однако именно видеонаблюдение может установить исполнителей и предоставить материалы для расследования, необходимые для поимки злоумышленников и организаторов.


Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru

Рады сообщить нашим читателям, что теперь нашем сайте работает модуль обратной связи. Нам важна ваша оценка наших публикаций! Также вы можете задавать свои вопросы.Наши авторы обязательно ответят на них.
Ждем ваших оценок, вопросов и комментариев!
Добавить комментарий или задать вопрос

Правила комментирования статей

Версия для печати

Средняя оценка этой статьи: 0  (голосов: 0)
Ваша оценка:

назад
|

Axis представляет сетевой радар для точного обнаружения вторжений в контролируемых зонах
Компания Axis дополняет свой обширный портфель продукции сетевыми радарами. Радарные датчики вторжения не реагируют на многие распространенные сигналы, которые приводят к ложным срабатываниям, и легко устанавливаются и интегрируются в существующие системы.



Новинка от компании IDIS: 5Мп IP-видеокамера DC-T3533HRX
Тенденции развития индустрии IP-видеонаблюдения демонстрируют погоню производителей за увеличением разрешающей способности видеокамер. При этом часто оказывается так, что озвучиваемые цифры в 4, 9, 12 и даже 20 мегапикселей оказываются несопоставимыми с физическими размерами сенсоров, используемых в этих камерах. Поэтому подобные разрешения реализуются лишь на уровне соответствующих цифр в настройках камеры и не приводят к какому-либо улучшению изображения.



IBM меняет представление о передаче и хранении видео. Впервые на All-over-IP 2017!
Сравните ваш взгляд на интеллектуальное видеонаблюдение с мнением руководителей корпорации IBM на 10-м форуме All-over-IP 2017.



Реклама
Подписка на новости
Имя
E-mail
Анти-спам код
Copyright © 2008 —2017 «Технологии защиты».