Журнал ТЗ № 6 2023 |
  бюро находок  
  Где искать        
наши издания
наши анонсы






2023
№ 6
статьи



Журнал ТЗ № 6 2023



Раздел: ВЗГЛЯД
Тема:
Автор: Яков ВОЛКИНД, директор филиала ITV Group в Санкт-Петербурге

Умная и интегрированная: какой должна быть эффективная система безопасности банка?



Умный поиск

Учитывая, что львиная доля работы оператора систем безопасности относится именно к работе с видеоархивом, то есть к расследованию уже произошедших инцидентов, сама система поиска, ее виды, интеллектуализация и ускорение режима поиска имеют огромное значение. На сегодняшний день мы можем выделить следующие виды интеллектуального поиска в видеоархиве.
Поиск по лицам. Его в свою очередь можно разделить на несколько типов.

1. Поиск по заранее созданной базе данных злоумышленников, которая включает привязанные к конкретным персоналиям фотографии. В таком случае в видеоархиве можно найти все события, соответствующие моменту распознавания лица правонарушителя.

2. Поиск похожих лиц: в видеоархиве автоматически создается база данных всех лиц, попавших в поле зрения видеокамер в системе. Благодаря этому у оператора есть возможность найти в видеоархиве все видеозаписи с интересующим человеком, используя фрагмент видеокадра с его лицом или загрузив в систему любую его фотографию.

Поиск контактировавших лиц. Позволяет найти людей, контактировавших с выбранным лицом и попавших в поле зрения камер одновременно с ним. Эта функция используется при расследовании незаконных действий — для поиска лиц, вступавших в общение с подозреваемым. Как правило, злоумышленник не действует один, поэтому выделив его лицо в видеоархиве, и указав системе найти попавших одновременно с ним в кадр людей, в подавляющем большинстве случаев мы можем найти сообщников.
Поиск по зонам и линиям. Если известно, что правонарушение произошло в конкретном месте, оператор может выделить эту область на видеокадре и задать критерии поиска: любое движение в зоне, пересечение линии в выбранном направлении, появление/исчезновение предметов в зоне, цветовые или габаритные характеристики объекта. Таким образом, вместо того чтобы постоянно пролистывать архив в поисках того или иного события, система обрабатывает записанные метаданные и моментально находит все видеофрагменты, соответствующие запросу.
Поиск по признакам. Это более интеллектуальный и современный режим поиска в архиве. Нейросетевые технологии все больше проникают на рынок систем безопасности и пользуются высоким спросом. Именно они позволяют выделить из видеопотока те события, которые представляют для нас интерес. К примеру, могут найти всех людей в красной одежде, которые проходили в заданное время в поле зрения видеокамер.
Существуют также технологии, которые пока еще не столь эффективны: например, поиск по походке человека. Но так или иначе, их разработка идет, и в будущем нейросети смогут дать нам возможность осуществлять поиск в архиве по поведенческим характеристикам.


Интеграция и централизованный контроль

Я бы выделил еще один очень важный аспект поиска в архиве: если система интегрирована с программным обеспечением банкоматов и счетно-сортировальных машин, то мы можем моментально позиционироваться в архив по критериям транзакции. То есть данные транзакций синхронизируются с видеоархивом, соответственно и поиск видеозаписей в архиве производится со строгой привязкой к конкретной транзакции (возможность поиска по дате/времени, ID банкомата, номеру карты клиента, сумме транзакции, тревожному событию). Претензионная работа банка в таком случае существенно ускоряется.

Сами банковские объекты я бы условно разделил на следующие типы:
- офисные, которые в свою очередь делятся на публичные и служебные зоны, деньгохранилища;
- банкоматы и сервисные зоны по их обслуживанию.

В офисных помещениях подходы к видеонаблюдению абсолютно стандартны и подразумевают установку видеокамер, систем контроля и управления доступом, охранно-пожарной сигнализации и комплекса систем видеоаналитики. Для повышения эффективности этих систем проводится их интеграция. Общий принцип охраны деньгохранилищ аналогичный, но со своими особенностями, обсуждение которых целесообразно на страницах узкоспециализированных изданий. В банкоматной зоне важно фиксировать все действия, связанные с работой инкассаторов, а также противоправные действия злоумышленников по отношению к банковскому имуществу. Также в интересах вкладчиков необходимо фиксировать все действия при совершении транзакций.
При внедрении и эксплуатации систем безопасности существуют два вида затрат: капитальные и эксплуатационные. Причем далеко не всегда высокий уровень капитальных затрат подразумевает последующие высокие эксплуатационные затраты. Если правильно подойти к реализации проекта, можно добиться и желаемой экономической эффективности в процессе эксплуатации системы. При этом очень важно, чтобы та платформа, на которой строится проект комплексной безопасности банка, обладала возможностью объединения всех подсистем безопасности. Благодаря этому отпадает необходимость в отдельном обслуживании каждой из подсистем, уменьшается количество рабочих мест.
Еще один вариант экономии, который мы давно пропагандируем — банк обязательно должен иметь единый центр мониторинга, подразумевающий, в том числе, контроль технического состояния локальных систем безопасности. Повышая надежность системы можно избежать ряда убытков, оперативно реагируя на неполадки оборудования и своевременно устраняя неисправности.


Для разных подразделений

Претензионная работа банка тоже может быть автоматизирована. При появлении той или иной претензии сотрудник претензионного подразделения задает ее критерии (адрес банкомата, время банковской операции, номер карты клиента и т.д.) и тут же получает все видео- и фотоматериалы, связанные с транзакцией. Таким образом существенно повышается скорость расследования инцидентов, связанных с банковскими операциями, а поскольку мы не задействуем при этом лишний раз весьма недешевые ресурсы банка и его сотрудников, все это приводит к удешевлению системы. При этом одновременная работа с видеоархивом двух подразделений банка — претензионного и службы безопасности — абсолютно им не мешает, не соприкасается и не влияет на общую нагрузку системы.

Маркетинговые службы банка также могут эффективно использовать единую систему безопасности для своих целей — проводить аналитические и статистические исследования о количестве посетителей, эффективности рекламы, удовлетворенности клиента от посещения банка и т.д. Делаем вывод, что чем больше будет заинтересованных пользователей из разных подразделений банка, тем эффективнее и в результате дешевле обойдется эксплуатация системы безопасности.

Все вышесказанное относится к системе, которую эксплуатирует один из наших главных клиентов — Северо-Западный банк ПАО Сбербанк. Размеры системы огромны: более 400 отделений банка, свыше 4 000 банкоматов, 40 000 видео-камер и более 5 000 компьютеров системы безопасности. Не весь перечисленный мной функционал используется в данном проекте, но на нем отлажены практически все виды взаимодействия системы безопасности для разных подразделений.

Интеллектуальное предотвращение инцидентов

Комплексная система безопасности банка позволяет заниматься не только пострасследованием инцидентов, но и предвосхитить события противоправного действия. Нами разработан целый комплекс средств нейроаналитики для банков и круглосуточной сервисной зоны банкоматов — напомню, это открытые и неохраняемые помещения. Нейросетевая видеоаналитика ITV распознает на видеоизображении позы людей, которые могут свидетельствовать о потенциально опасных ситуациях.

Так, поведенческая аналитика в зоне банкоматов способна обнаружить лежащего человека: это может быть тот, на кого совершено нападение, кому внезапно стало плохо, и требуется немедленная помощь, или тот, кто выбрал это помещение для ночлега. Она также немедленно оповестит службу безопасности о человеке, присевшем рядом с банкоматом на корточки, — потенциальном взломщике, причем еще до того, как он начнет что-то делать. Дополнили мы этот функционал детекцией искр: если человек сидит возле банкомата, и при этом система детектирует появление искр, то однозначно злоумышленник воспользовался для взлома газовым или аналогичным оборудованием.
Видеоаналитика определяет скопление людей в зоне самообслуживания: как правило, в вечернее время это часто могут быть подростки, которые зашли в лучшем случае погреться, а в худшем употребить спиртные напитки. Часто востребован в помещениях с банкоматами и детектор оставленных предметов.
Кроме того, поведенческая аналитика может использоваться в отделениях банка для детектирования посетителя в позиции стрелка или сотрудника с поднятыми руками. Служба безопасности узнает об этих событиях, даже если сотрудник не сможет воспользоваться тревожной кнопкой.

И в заключение, для того, чтобы банки имели возможность воспользоваться всеми указанными выше преимуществами системы безопасности, необходимо выбрать правильную программную платформу, которая позволит реализовать весь перечисленный функционал.

*Фрагмент материала был опубликован в журнале «Банковское обозрение»,

№02 (276) февраль 2022.

Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru

Рады сообщить нашим читателям, что теперь нашем сайте работает модуль обратной связи. Нам важна ваша оценка наших публикаций! Также вы можете задавать свои вопросы.Наши авторы обязательно ответят на них.
Ждем ваших оценок, вопросов и комментариев!
Добавить комментарий или задать вопрос

Правила комментирования статей

Версия для печати

Средняя оценка этой статьи: 1  (голосов: 1)
Ваша оценка:

назад
|
Реклама
Подписка на новости
Имя
E-mail
Анти-спам код
Copyright © 2008 —2022 «Технологии защиты».